Берсерк [1997]
Berserk
Kenpuu Denki Berserk
Kenfu Denki Berserk
剣風伝奇ベルセルク
ベルセルク
Производство: Япония
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Тип: ТВ (25 эп. + спецэпизод), 24 мин.
Трансляция: c 07.10.1997 по 31.03.1998
Режиссёр: Такахаси Наохито / 高橋ナオヒト
Снято по манге: Berserk
Автор оригинала: Миура Кэнтаро / 三浦健太郎
Краткое содержание:
Через предательство и кровь к власти пришел новый король. Его демоны-подручные чинят несправедливости до тех пор, пока в город однажды ночью не приходит тяжело вооруженный воин. Весь покрытый оружием, броней и шрамами, он называет себя Чёрным Мечником. Размеры его меча могут сравниться только с его ненавистью к королю и его демонам.
Итак, "Берсерк", по сути своей - это средневековая военная драма, с множественными вкраплениями элементов фентези и хоррор. Центром всего повествования является жизненный путь бывшего наёмника, а ныне охотника на демонов, Гатца (Gutts). Сюжет "Берсерка" буквально погружает нас в водоворот, состоящий из предательства, судьбы, магии, демонов, и, конечно же, эльфов и т.д.
"Мы должны взять судьбу в свои руки и не позволить ей решать, как нам жить и как умереть" - это и есть основная мысль "Берсерка", которая раскрывается перед нами на протяжении всего аниме-сериала. В то же время, в нём рассматривается вопрос - насколько далеко может зайти человек, и скольким/и он может пожертвовать ради того, чтобы достигнуть своей мечты?
Рецензия:
© Алексей Фадеев, 2003.10.16 (при копировании текста активная ссылка на wwwworld-art.ru обязательна)
Прежде всего, сериал «Берсерк» — тот редкий светоч, которого так не хватает современной японской анимации. Некоторые называют «Берсерк» мистикой. Отчасти они правы, но если вырезать из сюжета первый и последние два эпизода, то место мистики занимает отличнейшая вариация на тему средневековья, с такой дотошностью и любовью воспроизведенная, что хочется хлопать в ладоши господину Наохито и автору манги Миуре. Именно Миура придумал тот эпос, который мы видим на экранах: кровавые войны, длящиеся несколько серий, сменяются балами и интригами дворянства; жизненный путь Гриффита, за который переживаешь, будто это твой путь — кончается так мрачно и дико, что уже не находишь слов для его осмысления; а еще Гатцу — махающий мечом, как последний скандинавский берсерк, но задающий сам себе отнюдь не берсерковские, а скорее шекспировские вопросы. Все это тут есть, и все это очень хорошо поставлено и снято. Настолько хорошо, насколько это вообще возможно в анимационном сериале. Именно эта дотошность мангаки и сценаристов вывела «Берсерк» из тематики сопливых сериальчиков для маленьких детей на неимоверно высокий уровень для ТВ-сериала.
В сериале очень много героев и все они проработаны на достаточном уровне. Двадцать пять эпизодов авторы не потратили впустую, а успели рассказать о каждом персонаже ровно столько, сколько он того заслуживает. И если второстепенным героям отведены несколько минут откровений в трактире, то главные герои раскрывают свою сущность буквально весь фильм. Флэшбеки, как неотъемлемая часть почти любого сериала, тут расцветают в полной силе. Каска, например, выбирает отличный момент рассказать Гатцу о своем детстве, сидя под деревом во время дождя, а Гатцу в свою очередь думает о жизни, идя в атаку на неприятеля. И если оба персонажа недолюбливали друг друга в начале эпоса, то в конце зритель просто ждет, когда они обнимутся. Это ожидание не волнует, а захватывает. В залах кинотеатра в подобные моменты хлопают и кричат что-то хвалебное, но такие вещи, как «Берсерк», люди обычно смотрят дома в одиночестве. Вообще, смотреть это произведение в группе очень неправильно — «Берсерк» создан для ночного просмотра, его нужно долго обдумывать и переваривать, несмотря на то, что при беглом взгляде — это просто экшн.
Если рассматривать стилизацию сериала, то налицо явный перебор использования технологии «Still Frame», знакомой нам еще и по «Медицинским картам Черного Джека». Технология эта заключается в создании своеобразного стоп-кадра, который подводит итог какому-то важному событию или является концом эпизода. Эти стоп-кадры имеют несколько другой стиль изображения, отличный от прорисовки всего сериала, в результате чего у зрителя складывается ошибочное представление о том, что это ему показывают фрагмент манги. Ошибочное оно потому, что манга Миуры черно-белая, да и стилизация у нее совсем другая.
Как вы уже поняли, «Берсерк» снимался по манге и почти на сто процентов следует ее сюжету. Некоторые моменты, конечно, неизбежно вырезаются, а какие-то заменяются новыми, но это малая доля, на которую не стоит обращать внимания. Сериал заканчивается на двадцать пятом эпизоде, хотя по сюжету «Берсерку» еще очень далеко до завершения. Он обрывается неожиданно и на таком неподходящем месте, естественно оставляя кучу вопросов. Ответы авторы постарались дать в первом эпизоде, больше смахивающим на двадцать шестой, но получилось это как одна большая недосказанность.
В заключение хочется отметить, что для меня «Berserk» стал долгожданным откровением. Я просмотрел двадцать пять серий в два захода, что до этого со мной никогда не случалось.